|
На современном высоко конкурентном рынке розничных продаж, в котором
бизнес достиг предельных возможностей в части ценовой конкуренции и
удержания потребителей, существует также и другой более важный повод для
беспокойства - обеспечение безопасности. Это становится понятным, если
принять во внимание темпы роста преступности, в частности, вооруженных
ограблений торговых галерей, ночных краж со взломом, нападений на
сотрудников магазинов или случаев устных оскорблений, мошенничества и
магазинных краж. Все эти преступления являются актуальными для
сотрудников службы безопасности розничных магазинов и стоят на повестке
дня у менеджеров, отвечающих за предотвращение потерь, связанных с
правонарушениями.
«Проблемы, связанные с обеспечением безопасности, настойчиво
требуют доказательства и демонстрации эффективности планов по управлению
безопасностью в сфере розничных продаж», — заявил Бретт Бирч,
представитель компании GE Industrial Security, которая занимает
лидирующие позиции на рынке систем обеспечения безопасности.
Он также пояснил: "Компании, занимающиеся розничной торговлей,
акции которых котируются на фондовой бирже, должны увеличивать
рентабельность при непрерывном снижении цен для покупателей. Они
достигают этого благодаря повышению эффективности работы и благодаря
тому, что тратят средства лишь на те статьи расходов, отдачу по которым
можно измерить».
По словам г-на Бирча, ограниченность бюджетных расходов на
безопасность в большей степени относится к организациям розничной
торговли, чем к банковскому сектору или другим сходным с ним областям
рынка.
«В 2002 году компании розничной торговли США потеряли 1,7% их
суммарного ежегодного объема продаж, что в денежном выражении составляет
примерно 31,1 млн долларов, - отмечает он. - Европейские компании
розничной торговли в 2004 году потеряли свыше 1,4% их суммарного
ежегодного объема продаж. Это 30,7 млн евро.»
Структура этих потерь следующая:
Потери |
США |
Европа |
Кражи сотрудников |
48% (около $15 млрд) |
29% |
Магазинные кражи, совершаемые покупателями |
32% |
48% |
Административные ошибки или плохая организации документооборота |
15% |
16% |
Мошенничество поставщиков |
5% |
7% |
По мнению г-на Бирча, процент использования различных систем для предотвращения потерь в США таков:
94,4% — охранная сигнализация;
73,3% — видимые системы охранного телевидения;
50,8% — скрытые системы охранного телевидения;
50,8% — системы цифровой видеозаписи;
49,2% — специализированное программное обеспечение для кассовых терминалов;
29,7% — видимые муляжи систем охранного телевидения;
17,8% — системы охранного телевидения с интерфейсом для связи с кассовым терминалом.
По сравнению с 2002—2003 годами должно
увеличиться на 39% применение систем цифровой видеозаписи, используемых
для немедленного реагирования на совершаемые преступления. Также
ожидается увеличение на 26% использования системы охранного телевидения с
интерфейсом для связи с кассовым терминалом. На 22% возрастет
использование специализированного программного обеспечения для торговых
терминалов.
По мнению г-на Бирча, обычно для сотрудников службы безопасности
и менеджеров, занимающихся предотвращением потерь компаний розничной
торговли, главными целями являются: - увеличение коэффициента окупаемости инвестиций, сделанных в системы видеонаблюдения;
- недопущение ложных тревог;
- сокращение количества краж, совершаемых служащими с
использованием своего служебного положения, и повышение общей
эффективности круглосуточного хранения товара на складе;
- снижение расходов.
«Комплексная система видеонаблюдения в большом
супермаркете может стоить от 100 до 300 тысяч долларов США, поэтому
сотрудники службы безопасности зачастую высказывают мнение о
неэффективном вложении денег в такие системы, несмотря на большие
убытки, вызванные вышеупомянутыми видами потерь. Главной причиной
сложившейся ситуации является то, что затраты на восстановление потерь
являются незначительными в сравнении с возможными потерями от
разглашения фактов о совершении преступлений в компаниях розничной
торговли. Опасаясь за свою репутацию, а также из-за неэффективности
работы полиции или недостатка весомых доказательств, компании стараются
не обращаться в полицию с заявлениями о преступлениях».
И хотя никто не оспаривает того факта, что системы
видеонаблюдения являются средством, сдерживающим различного рода
преступления, тем не менее, руководители служб безопасности организаций
розничной торговли обеспокоены тем, что они не получают полной отдачи от
их инвестиций в системы видеонаблюдения.
Этого же мнения придерживается и г-н Бирч: "Конечно, пока не
существует "волшебного решения", позволяющего улучшить коэффициент
окупаемости инвестиций систем видеонаблюдения, но мы можем предложить
ряд мер, которые могли бы способствовать тому, чтобы ситуация изменилась
к лучшему".
Эти меры таковы: - повышение качества видеоизображения;
- своевременность получения видеозаписи;
- легкая пересылка видеокадров для локального и дистанционного просмотра;
- использование видеонаблюдения для целей, не связанных с обеспечением безопасности.
Качество видеоизображения. Какой бы инновационной
ни была система видеозаписи, чтобы быть действительно эффективной,
передаваемое телекамерой видеоизображение должно быть высокого качества.
Это достигается улучшением условий освещения, расположения телекамеры,
качества телекамеры.
Своевременность получения записанной видеоинформации. Просмотр
видеозаписей на кассете или цифровом носителе и поиск определенного
события может потребовать много времени. Это важно, так как некоторые
преступные действия трудно или даже невозможно отследить при наблюдении в
реальном масштабе времени.
Разделенный просмотр изображений. Должна иметься возможность
параллельной передачи видеоизображения для его дистанционного просмотра
местной полицией.
Простой дистанционный доступ к видеоизображению. Сетевые
технологии позволяют вам из любого места получить доступ к видеоданным,
записанным или передающимся в реальном масштабе времени. IP-протокол
позволяет использовать существующую сетевую инфраструктуру.
Системы видеонаблюдения могут быть использованы не только для целей обеспечения безопасности, но и для других целей, например: - при отклонении надуманных судебных исков к компании,
- для отслеживания движения потока покупателей,
- при проектировании склада и планировании размещения товаров,
- для отслеживания длины очередей.
«Другим преимуществом использования систем
видеонаблюдения является возможность не только реагировать на
правонарушения, но и предотвращать их», — отметил г-н Бирч.
«Большую часть времени преступники ничем не отличаются от
законопослушных граждан, однако полиция уже располагает определенными
сведениями о них. Адекватное и эффективное видеонаблюдение могло бы
позволить предпринять превентивные меры против преступлений в сфере
розничных продаж, оповещая сотрудников организаций розничной торговли о
появлении потенциальных правонарушителей на охраняемой территории до
совершения ими преступления», — заключил он. |